|
Dark TranquilityDeath Metal (Shweden School)
Интервью 2000Признанными лидерами мелодичного с брутальным вокалом именуемого в простонародье “шведским дэтом”, издревле считались две шведские команды – In Flames и Dark Tranquillity. Почему металлизированная общественность выбрала среди сотни других не менее достойных музыкальных альянсов именно их, навсегда останется загадкой для человечества (да и не только для него). Тем не менее, темой нижеследующей статьи является вовсе не феноменальная популярность Dark Tranquillity и отнюдь не парадоксальный успех In Flames, а более приятные простому обывателю вещи. Многочисленные исследования уже давным-давно убедили нас в том, что большинству метал-хэдов откровенно наплевать на количество зарабатываемых их кумирами денег, их религиозную направленность и сексуальную ориентацию. Все, что их интересует – это чтобы альбомы их любимцев выходили вовремя и не разочаровывали своим музыкальным содержанием. За место самой популярной шведской мелодик-дэтовой группы Dark Tranquillity и In Flames состязаются уже давно, выпуская альбомы: Dark Tranquillity – один другого лучше, а In Flames – один другого одинаковее. Сложно сказать, какой из этих путей эффектнее, однако и тем, и другим пока удается держаться на плаву, цепляясь за щедро раскиданные по волнам разномастные купюры из кошельков своих самых преданных поклонников. Однако ни одна имеющая совесть команда не имеет права существовать без регулярного пополнения своей дискографии новыми альбомами. Иначе – смерть. 2000 год знаменит не только тем, что в северной части Мозамбика произошел необычайный падеж мух це-це, а на Людоедских островах аборигены сожрали очередного английского мореплавателя. Помимо этого в мире стряслись события не менее интересные, хотя и не столь значительные. Почти в одно и то же время, словно сговорившись, In Flames и Dark Tranquillity выпусти по новому альбому, чем привели в благоговейный шок всех ценителей шведского околодэтового мелодизма. Честно говоря, охарактеризовать сегодняшний стиль Dark Tranquillity термином “шведский дэт” не получится, как ни крути. Скорее здесь подошло бы определение “английский пост-дум” (хватит креститься – я серьезно), ибо новый лонгплей бывших дэтстеров под загадочным названием “Haven” стал по своему наэлектризованному звучанию сильно походить на поп-хиты Paradise Lost, хоть Микаель Станне и не захотел- таки окончательно переквалифицироваться в “чистые вокалисты”, благодаря чему спас репутацию группы. Более того – Станне окончательно отказался от своих блэковых клокотаний и принялся реветь, как в свое время делал Ник Холмс (да, да, тот самый – из Paradise Lost). Что касается дальнейшего совершенствования чистого вокала, то, как и следовало ожидать, Станне нашел этот путь тупиковым, и поставил (по крайней мере, пока) на нем крест. Вместо этого вокалист сделал упор на различные обработки для голоса, цифровые задержки и прочую студийную аппаратуру. Как сказал друг и соратник Микаеля гитарист Никлас Сандин: “Наш певец развивается и покоряет новые вершины. Ему уже давно наскучило топтаться на месте и орать высоким блэк/дэтовым вокалом. Этот человек как никто другой любит эксперименты и новаторский подход к музыке”. Как известно, эксперименты любит и владелец шведской студии Fredman Фредрик Нордстром, как и раньше, принимавший активное участие в записи и продюсированнии “Haven”. Благодаря легендарному звукорежиссеру и его умелым манипуляциям с различными микшерными переключалками и пимпочками, новый продут Dark Tranquillity по своей атмосфере, помимо упоминавшихся выше Paradise Lost, стал походить на Rammstein и Nine Inch Nails. Многочисленные бульканья, индустриальные скрипы и зловещие завывания неопознанных летающих объектов, перелетающих из одной колонки в другую, могут немного смутить старых поклонников группы, и многие из них наверняка не поймут “Haven”. А если и поймут, то уж точно не после первого или даже второго сеанса. Как и подобает независимым рок-музыкантам, Dark Tranquillity делают вид, что реакция фэнов на “Haven” их нисколечки не беспокоит. “Любой музыкальный коллектив рано или поздно сталкивается с этой проблемой, - говорит по этому поводу Никлас Сандин, - На определенном этапе развития приходится делать выбор: либо продолжать и дальше тешить фэнов однообразными альбомами, забросив куда подальше свои творческие амбиции, либо оставаться честным по отношению к самому себе и делать именно то, что сам считаешь нужным”. Здесь, правда, гитарист несколько слукавил, ибо есть еще третий путь, которым, по общепризнанному мнению уже успели воспользоваться и Paradise Lost, и Metallica, и тот же Роб Хэлфорд (только последний, к своему прискорбию, обломался по всем статьям). А именно – начать играть как раз то, что будет слушать массовый слушатель, засунув куда подальше и все свои творческие амбиции, и совесть. К счастью, Dark Tranquillity это пока не грозит. “Haven” при всем желании нельзя назвать попсовым альбомом, хотя коммерческий успех ему обеспечен. То же самое можно сказать и по поводу нового диска второй шведской мелодик-дэтовой легенды In Flames. С той лишь разницей, что никакими электронными экспериментами, да и экспериментами вообще, новый альбом “Clayman” похвастаться не в состоянии. Впрочем, в этом никто и не сомневался. Брезгливость In Flames в отношении нововведений уже давно вошла в пословицу, и если их альбомы чем-либо друг от друга и отличаются, то только качеством записи. Разумеется, даже у In Flames есть свои хиты вроде “Episode 666” или “Coerced Coexistence”, хотя это явление довольно-таки редкое. Тем не менее, нельзя отрицать что многие металлеры считают эту группу жутко талантливым коллективом, несмотря на потрясающую консервантивность музыкантов и вытекающие отсюда одинаковость всех их композиций. Фэны In Flames, впрочем, на большее никогда не смели и рассчитывать, чем музыканты тут же поспешили воспользоваться, в итоге обеспечив себя стабильной аудиторией до самой смерти. С выходом нового диска “Clayman” (презентация которого, к слову сказать, намечалась на 25 июля, но об этом чуть позже) легионы фанатов “горящих” шведов вряд ли постигнет жестокое разочарование. Скорее наоборот – фэны Dark Tranquillity, для коих два последних диска “Projector” и “Haven” оказались слишком твердыми орешками. Последние пару лет немалая часть поклонников творчества Dark Tranquillity была всерьез обеспокоена намечающимися переменами в музыке своих кумиров. Во всяком случае, прошлогодний альбом Dark Tranquillity “Projector” был весьма неоднозначно воспринят в мелодик-дэт- металлических кругах. Одни полюбили эту команду еще больше, другие тут же отреклись от “предателей”, третьи вообще впервые открыли для себя Dark Tranquillity! Насколько изменится ситуация после выхода новой работы группы “Haven”? Пока что это известно лишь российским фэнам Dark Tranquillity, ибо у нас CD появился намного раньше официальной даты релиза (17 июля) – куда японцам до российских пиратов! Первое же интервью с гитаристом Никласом Сандином имело место быть еще раньше, в конце мая. Что, впрочем, лишь добавило долю некоторой интриги в нашу виртуальную беседу.
Итак, я, разумеется, еще и не слышал вашего свежайшего альбома, чем ты меня можешь заинтересовать?
Хорошо, поставим вопрос иначе: насколько “Haven” отличается от “Projector”?
Сколь часто или наоборот – редко вы вносите коррективы в намеченный план работы в студии? Я имею в виду, бывает ли, что кто-то из музыкантов прибегает и кричит, например: “Мужики, круто! Только что придумал клевый рифф! Давайте его срочно приобщим к делу!”?
Если не ошибаюсь, несколько лет назад, когда Dark Tranquillity записали “My Friend Of Misery” (кстати, отличный кавер получился!) для требьюта Metallica, кто-то из группы сказал, что это сделано исключительно по просьбе вашей фирмы, ибо Metallica вы не любите, особенно их последние опусы. Но ведь по сути, тенденция к более умиротворенной музыке – вещь вполне нормальная и естественная для музыкантов, играющих более или менее экстремальный металл больше скажем десяти лет. Не это происходит сейчас с Dark Tranquillity?
Отвлечемся немного от темы – раз уж здесь было упомянуто имя Metallica, хотелось бы узнать ваше мнение относительно самой громкой скандальной истории на околомузыкальную тему за последние годы. Я имею в виду судебный процесс против “Napster”. Очень интересна позиция достаточно известного, но не столь коммерчески успешного коллектива как Dark Tranquillity по отношению к этой крайне животрепещущей темы…”
Давай продолжим тему эволюции. Итак, вы вполне принимаете путь развития той же Metallica, что немного заметно по вашему прошлому альбому. А как насчет другой крайности – совокупления с индастриалом, например, или с техно-музыкой? Вообще, если ли какие-то стилистические ограничения у Dark Tranquillity?
Как ты оцениваешь творчество Dark Tranquillity в целом? Я имею в виду все прошлые альбомы группы. Что из этого, по твоему мнению, было более удачным, а что менее?
А каким ты себе представляешь Dark Tranquillity лет этак через пять?
Ты следишь за происходящим на металлической сцене? Кого бы ты отметил в лучшую или худшую сторону?
Но так было не всегда. Что тебе нравилось лет 10-15 назад?
Хорошо, что хоть не в музыке! Пока, во всяком случае… Глебов/PIKHTO |
|